воскресенье, 14 декабря 2008 г.

Отличительные особенности виртуальных мастер-классов

Виртуальный мастер-класс отличается от аналогичного в реале некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать всем, участвующим в нем:

  • 1. Коммуникация в Интернете осуществляется преимущественно через тексты, поскольку участники лишены возможности непосредственного контакта друг с другом.
  • 2. По сравнению с реалом сложнее организовывать обратную связь, для этого требуются специальные формы и средства (форум, e-mail, Skype, опросные формы Google, и т.д.) 
  • 3. Взаимодействие  участников асинхронно: каждый из нас находится в своем часовом поясе и работает в свое свободное время.
  • 4. Скорость реагирования  на изменения снижена: иногда между вопросом и ответом проходит значительное время. Но в то же время бывает и наоборот: новые технические средства позволяют нам быть более оперативными.
  • 5. Благодаря открытости среды, участники могут учиться друг у друга. Поскольку все материалы опубликованы в открытом Интернете, самостоятельное знакомство с ними может быть продолжено и по окончании мастер-класса.
  • 6. Анонимность участников позволяет им быть более свободными, не боясь оценок со стороны, а техническая возможность модерации со стороны организаторов делает учебную среду безопасной и комфортной для участников.
  • 7. Для максимальной включенности в процесс предполагается высокая заинтересованность и мотивация самих участников, поскольку при таком обучении у "учителя" совершенно отсутствуют, так называемые, "средства принуждения".
  • 8. При разработке учебных модулей и создании учебных материалов мастер-класса организаторами, а также при подготовке заданий участниками, могут быть использованы любые опубликованные в открытом Интернете материалы,и переработаны с соблюдением авторских прав.
  • 9. Также нужно учитывать, что обучая(сь) в Интернете, мы имеем дело не с людьми ("учениками" или "учителями"), а с продуктами их деятельности: текстами, гипертекстами, мультимедийными объектами, и т.д.
  • 10. Есть основания предполагать, что группа людей, заинтересованных в  профессиональном развитии, объединяясь в процессе обучения, создает "сообщество обмена знаниями". У всех нас, участников нашего мастер-класса, есть возможность на себе проверить эту гипотезу. :)

10 комментариев:

Marina комментирует...

Честно говоря, нам просто повезло, что есть такая чудесная возможность участвовать в виртуальном мастер-классе.

Страница нашей конференции у меня всегда открыта и в течении дня я систематически нажимаю F5, в надежде, что добавился новый комментарий или появилось новое сообщение!

Обратную связь организовать, действительно, сложнее. А она, все-таки, должна быть!

ljudmillar комментирует...

Марина, по моим наблюдениям, для восприятия виртуала вообще, а особенно для учебы в виртуале, действительно нужны новые "органы чувств", если можно их так назвать. :) Эти "органы" можно наработать инструментально: организовав и упорядочив все рабочем столе своего компьютера и на виртуальном рабочем столе igoogle. Но чаще всего многим быть в курсе событий помогает просто культурная привычка регулярно проверять свою почту.

ljudmillar комментирует...

Кстати, не поделитесь впечатлениями от выполнения заданий Модуля 1?
Можно я попробую "организовать" прямо здесь, в комментариях эту самую обратную связь? Не ответите на три вопроса? Что в первом задании понравилось больше всего?
Что-то показалось скучным и ненужным/искусственным?
Какое задание Вы бы добавили?

Marina комментирует...

Да, Людмила, Вы правы. Должна, действительно, выработаться привычка работать онлайн, проверять свою почту, оставлять комментарий и т. д.

А я часто, например, в своей школе, сталкиваюсь с мнением, что все вышеперечисленное - пустая трата времени ...

ljudmillar комментирует...

Такое мнение не редкость в любой школе. Для определения "правоты" каждой из сторон важен набор аргументов, которые каждая из них способна предъявить. Если это аргументы типа "на экзамене такое не спрашивают", то какой контр-аргумент может быть выдвинут защитниками новых форм э-обучения?

Marina комментирует...

Делюсь впечатлениями:

1. мне понравилось, что я для самой себя смогла систематизировать различные блоги по их типам (до этого момента я как-то и не задумывалась об этом).

Я задумалась над понятием "образовательный блог", что это такое и каковы его признаки?

2. скучно не было! :)))

3. Можно было бы еще предложить участникам найти или определить новый (не указанный в задании) тип блога. Кто знает, может кто-то бы и придумал что-нибудь интересненькое!

4*. Людмила, а может после каждого модуля, создать (например, при помощи гугл-блокнота) мини форум - дискуссия на заданную тему. Тема может касаться модуля, а может быть и предложенной кем-то из участников ....

ljudmillar комментирует...

Марина, я согласна, без дискуссии нет и не может быть обучения! Может быть, Вы создадите тему? Любую, на ваш выбор!
Хотя тут, кажется, уже кое-что назрело... :) ведь тема для дискуссии обязательно должна содержать вопрос или проблему... Может, так и назовем: "Ведение блога - это пустая трата времени?" А вот насчет места для дискусии я даже не знаю. Если Вы считаете, что возможности Гугл-блокнота для этого подходят, то начало за Вами! Я просто не сипользовала еще этого средства. Мы с Вами начнем, а там, глядишь, подтянутся те зарегистрировавшиеся на мастер-класс, кто по каким-то причинам не стал делать "обязательное задание" :)

Marina комментирует...

Вот здесь очень подробно описаны возможности блокнота.

Я сейчас попробую создать новый блокнот с темой и кину ссылку, посмотрим как это работает и выглядит на практике.

ljudmillar комментирует...

Посмотрела возможности Гугл-блокнота... Марина, мне показалоась, что все-таки лучше использовать уже существующий форум в Гугл-группе, чтобы просто не растерять участников..

Marina комментирует...

чтобы просто не растерять участников..

да, так и есть!